Главная
 
Гостиница в Суздале
 
О Суздале
 
Русская баня в Суздале
 
Контакты
 
 

Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале.


Суздаль - Спасо-Евфимиевский монастырь, общий видСпасо-Евфимиевский монастырь основан в Суздале в 1350 году, видимо, Суздальско-Нижегородским князем Константином Васильевичем.

Организация этого монастыря в Суздале, одновременно с Покровским, расположенным рядом через речку Каменку, не является случайной. Перенеся свою столицу на берега Волги в Нижний Новгород, суздальские князья решили укрепить восточные границы и подступы к Московскому княжеству крепостными сооружениями.

Как видно из письма Андрея Курбского Ивану Грозному, монастырь в то время находился за городом Суздалем. «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны». В настоящее время монастырь вместе со своими слободами находится в границах Суздаля в северной части.

Он расположен на крутом берегу реки Каменки. Его могучие стены с бойницами и разнотипными высокими башнями эффектно выделяются своей розоватой окраской среди берегов, отражаясь в глади реки.

Двенадцать башен, из которых одна двадцатидвухметровая — входная — с двумя пролетами, представляют уникум в архитектуре Суздаля. Из-за стен выглядывают завершения расположенных на территории монастыря памятников архитектуры: большие и малые шатры, звонница и трапезная, массивные купола Преображенского собора, «луковица», покрытая деревянной чешуей надвратной церкви. Крепостное ограждение монастыря построено в Суздале в 1660—1664 годах.

Крупнейший феодал-крепостник, Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале обладал обширными вотчинами, пожнями, мостовыми заставами, лесными угодьями, водоемами. Подвластные ему монастыри занимали 94 десятины земли. Подчиненных крестьянских и бобыльских дворов числилось 1665, где проживали обложенные всевозможными податями 6375 крестьян только мужского пола. Большинство из них принимали участие в строительстве крепостных стен. В 1669 году была построена Никольская церковь с больничными палатами.

Из монастырской описи 1701 года видно, что в объемистых погребах и многочисленных хозяйственных постройках хранились обильные запасы. Так, только одной рыбы находилось в запасе: «232 связки сушеной белой рыбы, 540 лытей (связка по 12 рыб) черной рыбы, 2170 вяленых лещей, 32 кади (по 9 мер) щук, 40 калуг, 216 севрюг, 25 пудов икры, 255 белорыбиц, 20 лососей. Кроме того, было 25 пудов меду, 68 пудов коровьего масла, 31 ведро постного масла, 576 пудов соли».

Крестьянское население облагалось и другими видами поборов. На стол монастырской братии, которых было 113 человек, крестьяне ближайших вотчин должны были приносить за лето: масла коровьего — 71 пуд, яиц — 13100 штук, грибов — 71 четверть, груздей — 158 ведер, орехов — 26 четвертей.

Под монастырскими стенами на берегу Каменки и оврага «Дебрь» стояло двенадцать больших сараев, конный завод, в котором находилось: стоялых жеребцов — 5, ногайских коней — 28, меринов — 48, табунных «свиреп» — 42 и 6 «свиреп» ногайских. Под стенами монастыря в Суздале образованы две слободы, называемые «Скучилихами», в которых проживали крестьяне, вывезенные из подвластных вотчин.

Внутри монастырской ограды находятся следующие памятники Суздаля: Спасо-Преображенский собор (1591—1594), Надвратная Благовещенская церковь XVI—XVII вв., Успенская трапезная церковь XVI—XVII вв., звонница XVI—XVII вв., Никольская церковь с больничным корпусом (1664), келейный корпус XVII—XVIII вв., дом архимандрита XVI—XVII вв., тюремный корпус «Крепость» (1764), могила Дмитрия Пожарского.

Надвратная Благовещенская церковь.

За большими воротами, пройдя входную башню, на просторной площадке мы увидим южный фасад Благовещенской церкви с двумя пролетами. Верхняя часть здания завершена одной главой, покрытой деревянной чешуей («лемехом»). Фасад ее имеет угловатые пилястры. С западной стороны — односкатная паперть, с востока — удлиненная троечастная абсида. Оконные проемы южного фасада и киот имеют разную декоративную обработку наличников, говорящую о любви суздальских мастеров к разнообразию декоративной отделки.

Благовещенская церковь построена в 1624 году. В описи Суздаля 1628—1629 года здание значится уже каменным. Первоначальный ее архитектурный облик известен из монастырской описи 1660 года: «на святых воротах церковь каменная Благовещенская... да придел Иоанна Лествица о двух шатрах крест опаян белым немецким железом; одна глава опаяна по чешуе немецким железом, другая глава крыта черепицей муравельною».

Когда шатры были уничтожены, неизвестно, в описи 1722 года сказано, что Благовещенская церковь на святых воротах «каменная о пяти главах, главы обиты черепицею муравельною». Опись 1764 года сообщает: «на церкви Благовещение… осмерик деревянный обит тесом на осмерике глава деревянная осмерик и глава расписаны красными красками». Наконец, был уничтожен раскрашенный осмерик с главкой. Вместо него устроено ныне существующее покрытие. Благовещенская надвратная церковь в Суздале являлась Святыми воротами и первоначально, до сооружения каменной ограды, находилась на фасаде монастыря и лишь в 1664 году после строительства стен оказалась внутри ограды.

Спасо-Преображенский собор.

За большим пролетом надвратной Благовещенской церкви Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале виден двор, густоСуздаль - Спасо-Преображенский собор заросший кустарником и деревьями. В глубине аллеи просматривается здание Спасо-Преображенского собора. Это довольно массивное здание, фасады которого разделены на три прясла, из которых западные и южные расписаны в XIX веке. Широкие растесанные в позднее время окна перебивают традиционную владимиро-суздальскую аркатуру с колонками. Здание перекрыто на четыре ската и завершено пятью барабанами с большими луковичной формы главами.

К юго-восточной стороне фасада примыкает небольшое здание Евфимиевского придела. Фасады его имеют две небольшие закомары, а посередине — аркатурно-колончатый поясок. К приделу пристроена галерея, которая обходит основной массив собора с трех сторон. Внутри собора сохраняется фресковая живопись конца XVII века.

Первый монастырский Спасо-Преображенский храм в XIV веке в Суздале, вероятно, был деревянным. В 1507 году после пожара, когда сгорело большинство монастырских сооружений, построили новый, каменный Спасо-Преображенский собор. Он был небольшой, и при строительстве ныне существующего здания в 1594 году был включен в него как Евфимиевский придел.

Внутреннее пространство собора имеет четыре столба, пять больших барабанов, окна которых освещают поверхность стен, расписанных яркой фресковой живописью в 1689 году. Первоначально храм имел три притвора, наподобие Рождественского собора XIII века. Но в XVIII веке притворы объединили галереей. В 1865 году к северному фасаду с восточной стороны, как бы для симметрии, был пристроен новый придел в честь Сергия Радонежского.

Особого внимания заслуживает стенная живопись в Евфимиевском приделе, иллюстрирующая житие Евфимия, написанное суздальским монахом Григорием в XVI веке. Здесь можно видеть сцены освящения места под закладку монастыря. Среди персонажей — заказчик князь Борис Константинович, епископ Иоанн Суздальский и Евфимий, стоящие на горе около Каменки. Вдали, на горизонте, изображен Суздаль. На другой картине — мастера каменщики, которые кладут кирпичные стены, и среди них в темной мантии Евфимий, видимо, с чертежом в руке, дает им указание. На фресках главного собора на восточных столбах имеются уникальные изображения в образе святых с нимбами царей Романовых — Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и его детей.

При раскопках в Суздале на территории около собора обнаружены белокаменные надгробные плиты. Одна из них принадлежит сыну Димитрия Пожарского окольничему Ивану Дмитриевичу, другая — иноку Серапиону Ивановичу Бункову, погребенному в 1520 году.

Успенская трапезная церковь.

Суздаль - Успенская трапезная церковьУспенская трапезная церковь в Суздале выделяется своим высоким восьмигранным шатром, поставленным на ярусы кокошников и массивный четверик. С восточной ее стороны три апсиды, разделенные гранями, имеют узкие оконные проемы. У нижних частей апсид — оригинальное декоративное оформление, состоящее из небольших кокошников с вставленными в них горлом на фасад горшочками, заполненными известью, образующими окружности правильной формы. Это редчайший прием декоративной обработки фасада здания.

Успенская церковь в Суздале двухэтажная, второй этаж в настоящее время не сохранил свои начальные формы. Он был перестроен в XIX веке. Зато нижний этаж сохранил свой первоначальный план. В центре квадратного помещения расположен могучий столб, на который со стен опираются своды коробовой системы. Этот обычный прием в архитектуре XVI—XVII веков был применен и здесь. Подобное расположение было и во втором этаже. Внутреннее помещение второго этажа когда-то было расписано фресковой живописью, но при позднейших перестройках и ремонтах роспись была утрачена.

С северной стороны к трапезной палате примыкает бывшая монастырская «келарня», необходимая при трапезных. Здание двухэтажное. В нижнем этаже размещались хозяйственные помещения. Верхняя палата имеет прекрасную конструкцию высокого сомкнутого свода с распалубками. Карниз фасада здания украшен излюбленными у строителей Спасского монастыря небольшими балясинками. Этот узор мы видим и на монастырских церквях, приписанных к Спасскому монастырю, например, на трапезной Золотниковской пустыни.

В нижнем этаже палаты размещались кухни, хлебные, а рядом находятся два помещения, одно из которых, по монастырским преданиям, являлось каменным мешком для заключения колодников.

Успенская церковь в Суздале — один из самых ранних памятников архитектуры шатрового типа в истории древнерусского зодчества (1525 г.).

Звонница XVI-XVII веков.

Звонница Спасского монастыря в Суздале состоит из нескольких разновременных пристроек, создавших своеобразный характерСуздаль - колокольня Спас-Евфимиевского монастыря архитектуры «звонницы с галереями», развитый в дальнейшем в особый тип, такой, как Ростовская всемирно известная звонница, Борисоглебская и другие. По фасадам здания звонницы легко заметить, как постепенно складывался ее облик. Вначале это девятигранный столб, когда-то перекрытый шатром. Во втором его этаже была церковь Иоанна Предтечи. Столб был построен, видимо, одновременно с собором, во второй половине XVI века. В 1592 году в монастырь был пожертвован колокол Демидом Ивановичем Черемисиновым. Он же пожертвовал колокол в 355 пудов в 1609 году. Для колоколов была пристроена галерея в один пролет. В 1618 году были пожертвованы колокола Димитрием Михайловичем Пожарским, для которых пристроили еще две аркады галереи. Так создался новый тип звонницы с галереями для колоколов. После ликвидации шатра в XVII веке звонница была завершена часозвоном. В таком виде здание и дошло до наших дней.

Фасады ее имеют самые разнообразные декоративные элементы: переплетенные кокошники, разнообразной формы проемы, в виде крепостных отверстий, порталов, киотов и т. п. Окраске фасадов придан начальный красноватый цвет.

К середине XVIII века здание звонницы приходит в упадок. Опись монастыря 1764 года отмечает: «Покрышка (т. е. кровля) на церкви Иоанна Предтечи тесом ветхая».

В настоящее время звонница Спасского монастыря в Суздале, уникальный памятник древнерусского зодчества, восстановлена.

Дом-покои архимандрита.

С южной стороны непосредственно к трапезной примыкает гражданское здание — покои архимандрита. Здание двухэтажное, каменное. Особого внимания заслуживают квадратной формы (в плане) помещения первого этажа, расположенные в южной части. Они перекрыты редкой формы сомкнутыми, так называемыми, монастырскими сводами в виде «скуфьи». Такой тип сводов можно отнести к концу XVI века. В настоящее время в корпусе архимандрита можно видеть прекрасный сомкнутый свод, перекрывающий вестибюль.

Братский, или келийный, корпус.

При входе на территорию монастырского двора, на правой стороне, находится длинный, более ста метров, бывший келейный корпус. Здание каменное, двухэтажное, XVII века, значительно перестроенное в XIX веке.

Исследование, проведенное бригадой архитекторов под руководством главного архитектора Владимирских мастерских И.А. Столетова, позволило раскрыть первоначальный облик здания и внутреннюю его планировку, относящиеся к первой половине XVII века.

Никольская церковь и больничные покои.

Никольская церковь и больничные покои при ней построены в 1669 году той же артелью мастеров, которые строили каменную ограду-крепость монастыря.

Никольская церковь — это небольшое для того времени, первое в Суздале, бесстолпное здание, перекрытое внутри сомкнутым сводом. Фасады здания просты, но оформление их представляет большой интерес. Портал, расположенный с южной стороны, имеет совершенно необычные для Суздаля формы. Крупные полуколонки с килевидным завершением, с бусинами, декорированными «ложчатым» узором. Необычным является также и окно (находящееся выше портала) со своим широким массивным наличником.

Тюремный корпус «Крепость»

Классовая борьба, вызванная непосильной эксплуатацией, а также проявление вольнодумства вынудили правительство Екатерины II учредить третью в России тюрьму, кроме Петропавловской крепости и Шлиссельбургского замка, в Суздале под видом крепости «для умалишенных колодников».

Так в 1764 году Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале приобрел печальную для России славу. В нем была организована секретная с одиночными камерами тюрьма, как ее официально называли, — «Арестантское отделение».

Здание представляет собой длинный низенький корпус, отделенный от монастырского двора высокой каменной стеной с проездными воротами, закрывающимися массивными двухпольными дверными полотнами. В корпус вводит небольшая дверь. С левой стороны длинного коридора в стене расположены окна, выходящие на юг, с правой стороны — двери одиночных камер, окна которых смотрят на север. При такой ориентации здания заключенные полностью лишались солнечного света.

При рассмотрении списков заключенных становится ясным, что Спасская тюрьма в Суздале имела и политическое значение. Никаких умалишенных в ней не было. Наоборот, здравомыслящие люди приходили в помешательство здесь, просидев в одиночном заключении длительное время.

Первыми заключенными были: служащие учреждений — 11 человек, военных — 6, духовных — 4, крестьян — 2, купец и студент. В чем была их провинность — неизвестно.

В списках колодников видим большинство лиц духовного звания.

Борьба православной церкви со старообрядством, унией и другими религиозными направлениями привела в Суздальский застенок высоких духовных особ старообрядческого направления, заключенных особо секретно под номерами и именуемых «лжеепископами».

Среди заключенных имелись и светские люди. В их числе актер Кочетков, о котором под строгим приказом запрещено было разговаривать, крестьянин Василий Рахов, Кондратий Селиванов, Ковалев, Рудометкин и другие. Все эти лица также не духовного звания.

Хотя содержать заключенных в цепных оковах и было запрещено инструкцией императрицы, в тюрьме применяли эти орудия пытки. Так, в 1821 году корнет Спиченский и прапорщик Александр Мещанков были посажены на шейные цепи, прикованные к стене.

По одному навету духовенства, без суда и следствия, жандармы хватали невинных людей и в темных каретах под конвоем доставляли в Суздальскую тюрьму. Заключенные сидели бессрочно, и выход был только на тюремное кладбище, расположенное в восточной части около Никольской церкви.

Сроки пребывания в одиночках были разные, все зависело от здоровья колодника. Так, офицер Ильин просидел 19 лет, священник Линчевский — 24, Золотницкий — 34 года, диакон Добролюбов только за то, что, выпивши на крестинах, неодобрительно отозвался об императорской персоне, просидел 27 лет и лишь в 1905 году, в полном умопомешательстве умер в камере.

О содержании заключенных рассказывают записки, оставленные болгарским священником Павлом Дуковым. «18 марта (1868 г.) заключен я был на 21 час в сутки в камере довольно мрачной и прохладной. 20 марта я лишен был пищи и только мог питаться сухим хлебом... И находясь в таком убийственном испытании положительно физически ослабел».

Листая страницы этой страшной рукописи, находим другие собщения: «... арестантское заключение в Суздальском монастыре столь мучительно, что к перенесению его превосходят все человеческие силы, здесь царит личный произвол действий начальника о. архимандрита...»

В 1829 году в Спасскую тюрьму в Суздале был прислан декабрист князь Федор Петрович Шаховской. Объявивший голодовку и долгое время будучи без пищи, он скончался в камере. В Суздальскую крепость предполагалась ссылка великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

С начала организации через «арестантское отделение» в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре за 150 лет прошло 350 узников.

Тюрьма фактически перестала существовать в 1907 году.

 

<<< Вернуться в раздел "Монастыри Суздаля".

 

  Как проехать в Суздаль . Карта Суздаля . Памятники Суздаля . Новости Суздаля . Рестораны Суздаля . Экскурсии по Суздалю

 

© Гостиница Суздаля "На Покровской" 2006-2009
Создание сайта: Анастасия Юдина